Злой и любимый. Детская агрессивность.

Злой и любимый. Детская агрессивность.

Никто не будет спорить с тем фактом, что нынешнее подрастающее поколение более агрессивно, чем предыдущее. Причем, с совсем, как говорится, младых ногтей. И дело вовсе не в проблеме отцов и детей, таков уж закон развития человечества – разность между поколениями.  А дело в том, что маленькие, те самые «дети», возраст которых ассоциируется с понятием «детство» (садик и начальная школа), озлоблены, агрессивны и жестоки. Такие были, конечно, и раньше, но, скорее, считались исключением, сейчас же процент агрессивных ребятишек стремительно растет.
В три года ребенок начинает осознавать свою самостоятельность, для него важно показать всем свою независимость, возможность самостоятельного принятия решений, он ведет себя непоследовательно, капризно, порой деспотично. В этом возрасте он способен воспринимать  информацию и усваивать ее на свой лад. Очень простой пример – мультики. Где стучат по башке, взрывают, давят асфальтовыми катками… Раз посмотрел, два посмотрел…нравится.  Если он смотрит их постоянно – такая жестокость становится нормой, даже веселит. Теперь представим, что может отложиться в подсознании ребенка при просмотре большинства современных фильмов – с убийствами, эротическими сценами, сценами пыток, и так при просмотре большинства передач (юмор «ниже пояса», различные «прикольные» видео и пр.). Представили? С возрастом ребенок начинает уже сам выбирать, что ему посмотреть, поискать в интернете – то, что привычно, что нравится. А потом многие мамы вопрошают, почему? Как так получилось? «У нас в доме ругани не было…» (зато было много телевизора и бесконтрольного интернета).
Но – далее. К вопросу «о ругани» и прочих взаимоотношениях. Не будем устраивать психологические лекции, существует масса информации на эту тему. Упомяну лишь то, что для ребенка основополагающим примером являются его родители. Их взаимоотношения, а также индивидуальное отношение к ребенку, совместное заинтересованное времяпровождение (либо же, наоборот, отталкивание) – готовят почву для становления характера. Многие заняты карьерой, заработком, увлечениями, личной жизнью. Ребенок часто раздражает, мешает со своими вопросами, просьбами не к месту. В дальнейшем он лишь отзеркаливает наше поведение. Пять лет назад он мешал, а теперь, мама, ты мне мешаешь. Выйди из комнаты! Еще и добавит: «Достала!» И речь не о подростке. Такое можно услышать и от ученика первого класса. И от воспитанника детского сада.  Помните рекламу про «маму-посудомойку»? Где девочка просит маму почитать книжку, маме некогда, а через несколько лет ребенок просто не пускает ее в комнату. Замечательный пример!
Конечно, важной причиной агрессивности является генетика. Понятие «дурной наследственности» недаром стало известным выражением, пусть и весьма расплывчатым и научно необоснованным. Но все же переданные родителем особенности нервной системы, «фамильные» черты характера и пр. также в полной мере влияют на формирование личности ребенка.
Обобщим все  примером. Ребенок унаследовал неустойчивый тип нервной системы одного из родителей (допустим, он холерик). Не очень удачливые роды привели к «детской нервности».  Молодые папа с мамой в силу неопытности и небрежности не прилагают никаких усилий по работе с нервностью ребенка, кроме медикаментозных – по направлению врача. Они выясняют при нем отношения, не сдерживаясь и не задумываясь (некогда – сами все на нервах) применяют физические наказания, часто кричат. Чтобы не заниматься с ребенком дома – «крутят» мультфильмы без разбору и по многу.  Нервность не проходит, все накапливается как снежный ком, появляется новая симптоматика. Это раздражает родителей – теперь ребенок сам беспокойный, какой-то вздорный, нервный, дерзит. Его наказывают часто, часто ограничивают запретами. Вскоре у него появляются новые друзья. Сомнительные. Они любят задирать маленьких и мучить дворовых кошек. С ними весело. С ними чувствуешь себя значительней, никто не дергает, не приказывает… Дальше можно не продолжать.
Когда ребенок вступает в активную социальную жизнь (детсад, школа, двор), процесс усвоения новой информации становится неконтролируемым. Мы не можем оградить дочь или сына от общения с одноклассником, в совершенстве владеющим матом, не можем запретить дружить с девочкой из соседнего подъезда, которая любит рассуждать на темы интимной жизни взрослых людей, не можем изолировать от других детей. Но если вы имеете авторитет у ребенка, если он вам доверяет, и если вы заложили в нем определенные нормы поведения, то быть в курсе событий его жизни и мотивировать его на правильные поступки и решения, не должно составлять проблемы. Что значит правильные? Значит - гуманные.  Только задуматься об этом надо, когда ребенок еще у груди, а не когда он уже неуправляем и сознательно жесток.